Небольшой городок юга Франции Сен-Поль-де-Ванс расположен совсем рядом с Ниццей. У подножья приморских Альп это крошечное селение возникло на рубеже IX века, когда измученное периодическими нашествиями сарацин, население побережья стало уходить в горы. Там, под защитой скал, жители сооружали новые «каменные гнезда». Один такой форпост, обнесенный каменной стеной, застроили домами, так возникло поселение, ставшее впоследствии Сен-Поль-де-Ванс
И так бы оставаться ему рядовым укрепленным селением пригорья, если бы не интерес к деревеньке парижских художников, которые стали наезжать сюда в поиске натуры. Так постепенно с 20-х годов прошлого века Сен-Поль-де-Ванс начал приобретать славу городка художников и прочих творческих людей. Помимо работ мастеров кисти, осталось селению и множество творений скульпторов. Поэтому приехать в Сен-Поль-де-Ванс стоит уже для того, чтобы насладиться удивительными историями в камне, оставленными руками великих мастеров.
Необычно об обычном
Чтобы увидеть удивительные скульптуры Сен-Поля, не нужно специально отыскивать их в карте туристических маршрутов. Просто проходя мимо великолепных фасадов XVI-XVIII веков, искусно отделанных каменными порталами дверных и оконных проемов, нужно внимательно смотреть по сторонам. И не забывать, конечно, посматривать вверх, потому что скульптурные композиции здесь можно встретить где угодно — город художников потому так и зовется, что их творения повсюду.
Объектом художественного восприятия может быть что угодно. Так, шикарный вид на побережье открывает скульптурная композиция «Вилы» Густава Моро.
А на одной из улиц Сен-Поля композицию составляют обычные шары для игры в пентак — любимого занятия местных жителей.
Непонятная глазу простого обывателя футуристическая кошка сине-зеленого цвета и лошадь, собранная из ржавых подков.
Сегодня трудно представить, что двигало рукой художника, создававшего столь необычные арт-объекты. Ясно одно: это все удивительно гармонирует с обстановкой средневекового аскетизма и богемным духом, который пропитал, кажется, все вокруг.
Концептуально и реалистично
Улицы, мощенные камнем, спуски с подъемами ведут нас по древнему городку, увлекая в мир странных фантазий авторов. Особенно много художники уделяют внимание дамам. Мы видим самые разные композиции глазами, которыми смотрел на них создатель. Тут и романтические девушки, отлитые в бронзе, и задумчивая обнаженная дама на металлической сфере шаре.
А вот некая порывистая женщина с явно гротескными формами. Улыбка художника, запечатленная в камне, — приходит в голову мысль. Но нет. Скульптура, как явствует из таблички на камне, создана известным скульптором и художником Теодором Тобиасом, израильским эмигрантом из Литвы, и, судя по названию «Венера», творил он ее на полном серьезе. И хотя видеть подобную Венеру нам непривычно, у автора-модернист
Это вам не памятник!
Вообще скульптурные композиции Сен-Поля мало схожи с монументами, привычными нам. Это уж точно не памятник в нашем традиционном понимании — тот, который «сидит» или «стоит, он же памятник!». Если в Сен-Поле вы все же встретите памятник, то он точно запомнится своей неординарностью. К примеру, фигура Ван Гога на побережье близ деревушки словно стерта ластиком времени. Удивительная скульптура, одна из знаменитых «путешественнико
На самом деле перечислять все удивительное, что можно встретить на улочках древнего Сен-Поля, — дело неблагодарное. Во-первых, скульптур в городе так много, что хватит едва ли не на каждого взрослого жителя. А во-вторых, все это нужно увидеть своими глазами, ведь они уникальны не только тем, что к ним приложили руку великие авторы. Они замечательны нестандартностью художественного мышления, а потому вы встретите композиции, которые словно вырастают из брусчатки под ногами, вырываются из старой каменной стены или просто парят в воздухе, словно ничем не соединенные с материальным миром.
Так что, размышляя о том, что есть интересного в Париже, советуем подумать о Сен-Поль-де-Ванс
«Дерево» из бронзы;
«Палец» у ресторана «Золотая голубка»;
Городская скульптура в виде фотоаппарата;
Бронзовые лошади в галерее.
И многое-многое другое, отражающее время и безудержную фантазию автора.